Ребенок сам по себе

самостоятельный-ребенок

Как научить детей быть самостоятельными

«Самостоятельность — это умение самому делать выбор, ребенку необходимо давать такую возможность. В желании «я сам» выражается стремление к самоутверждению», — говорит Вера Поветкина, детский психолог.

Правила контроля. Если подавлять стремление ребенка к самостоятельности, то он может вырасти беспомощным и пассивным, а если пустить воспитание малыша на самотек, он будет неуправляемым.

Забота со стороны родителей для ребенка необходима, особенно в раннем детстве, потому что он еще не знает окружающего мира и боится его. В дошкольном возрасте с помощью родительского контроля закладываются основы выживания и нормы поведения, но главное — не перегнуть палку.

«Нужно объяснять и показывать, что можно, а что нельзя делать. Когда мы видим, что ребенок это понял, надо отойти в сторону», — полагает Ольга Осташко, психолог.

Возраст. Забота о ребенке не должна перерастать в самодурство.

«Родители должны говорить: если ты умеешь что-то делать — делай это сам, а если у тебя не получится, то я помогу», — советует Вера Поветкина. К двум годам ребенок должен уметь мыть руки, к трем — самостоятельно одеваться, к семи годам — делать небольшие покупки в магазине, к десяти годам — самостоятельно добираться до школы. Однако ребенка этому надо учить постепенно, и поначалу наблюдать за ним со стороны.

Слова. Нельзя требовать от ребенка самостоятельности, на которую он еще не способен, и стыдить за то, что у него не получается. Поучать малыша надо в доброжелательной форме. Такие слова, как «лопух», «тюфяк», «плакса», «шляпа», «болван», только повышают напряженность и снижают самооценку ребенка, а чувство стыда может навсегда закрепиться в его характере.

Инициатива. Одно из самых главных правил обучения самостоятельности — поощрение инициативы делать что-то новое. Если грубо отозваться о «взрослых» инициативах малыша, они могут исчезнуть навсегда. Например, если маленькая дочка решила накрыть стол и разбила вазу, то нужно похвалить её за помощь, а потом объяснить, какую посуду и почему ей нельзя трогать.

«Каждому ребенку необходим индивидуальный подход, правильное воспитание, учитывая характер малыша», — считает психолог Ольга Осташко.

Интервью опубликовано в газете «Мой район»

23 мая 2008 года